Окружная газета Зеленограда «41» №6 - «НПП «МЕЛИТТА» ультрафиолету - да, инфекциям - нет!

Окружная газета Зеленограда «41» №6 - «НПП «МЕЛИТТА» ультрафиолету - да, инфекциям - нет!
Окружная газета Зеленограда «41» №6 - «НПП «МЕЛИТТА» ультрафиолету - да, инфекциям - нет!

НПП «МЕЛИТТА»: ИМПУЛЬСНОМУ УЛЬТРАФИОЛЕТУ – ДА, СМЕРТНОСТИ ОТ ИНФЕКЦИЙ - НЕТ!

В октябре прошлого года Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России по результатам VIII Национального рейтинга технопарков России признала технопарк «ЭЛМА» самой привлекательной инфраструктурной площадкой страны для реализации проектов в целях освоения производства промышленной продукции. На сегодняшний день технопарк «ЭЛМА» — это около 90 компаний с самой различной специализацией и более 3300 рабочих мест. Первый герой повествования о резидентах технопарка «ЭЛМА» — Научно-Производственное Предприятие «Мелитта». На протяжении более 20 лет компания является признанным лидером в создании инновационных системных решений по уничтожению возбудителей инфекционных и вирусных болезней, заслужившие высокую репутацию и доверие отечественных и зарубежных пользователей.

Каждый из нас, посещая медицинские учреждения, сталкивался с таким понятием, как «кварцевание» — метод уничтожение вирусов, бактерий и иных микроорганизмов посредством ультрафиолетового (УФ) облучения помещения, медицинских инструментов или даже тела пациента посредством кварцевых или бактерицидных ламп. Технология не нова и не безотказна — и в 21 веке нуждается в усовершенствовании.

Поэтому коллектив предприятия «Мелитта» под руководством генерального директора Якова Абраммеровича Гольдштейна еще в 80-ых годах прошлого века приступил к реализации этой задачи. Яков Абраммерович — врач с 40-летним практическим опытом врача, прекрасно знающий важность обеззараживания и стерильности в медицине. Отсюда и миссия компании — разработка и серийное производство оберегающих человеческие жизни от инфекционных болезней импульсных УФ-установок, от переносных до стационарных. По существу, «Мелитта» говорит «нет» смертности от инфекций. А эффективность и надежность таких установок зафиксирована экспериментально в ведущих лабораторных центрах и клиниках: они уничтожают патогенные микроорганизмы и вирусы в воздухе и на поверхностях в пределах — 99.9–99,99999%. Фантастика, скажете вы? Нет, эти результаты обусловлены тщательной проработкой технических решений, применяемых как в самих УФ-установках, так и в их важнейшей детали, то есть импульсной УФ-лампе. Ведь для создания таких установок «Мелитта» в качестве источника излучения использует лампы исключительно собственного производства. Вместо высоко токсичной ртути или амальгаммы в них под большим давлением заполняют инертный газ ксенон, который в результате мощного электрического разряда разогревается до высокой температуры  и генерирует вспышку света, близкую по спектральному составу к Солнцу, образованную преимущественно высокоинтенсивным ультрафиолетовым излучением сплошного спектра . Лампа работает в режиме повторяющихся ультракоротких импульсов. Именно такое решение дает возможность уничтожать все виды микроорганизмов и вирусов, включая то и дело их мутирующие виды.

Путь от возникновения самой технической идеи до серийного производства более 10 лет (1991–2003), и только в 2005 г. стартовало серийное производство, позволяющее сегодня выпускать несколько сотен установок различных моделей (5) в месяц, плюс их «сердца» — импульсные ксеноновые УФ-лампы. А обо всем остальном нам расскажет лично Яков Абраммерович…

— Что делает продукцию «Мелитты» востребованной и инновационной не только в масштабах России, но и во всем мире?

— Начнем: Министерство здравоохранения и социального развития РФ в 2003 году впервые в мире зарегистрировало бактерицидную импульсную ультрафиолетовую установку нашего производства. Активными нашими пользователями являются не только больницы, но и службы охраны первых лиц государства, государственные и коммерческие компании и др. Мы экспортируем нашу продукцию в более 20 стран мира.

— Как пандемия COVID-19 отразилась на столь необходимых для борьбы с ней ваших технических разработках?

— Мы стали единственной в России компанией, получившей разрешение Росздравнадзора вписать в руководства по эксплуатации импульсных уф-установок в перечень основных показаний к их применению дополнительный пункт: «Обеззараживание воздуха и открытых поверхностей помещений медицинского назначения от вирусов, включая SARS-COV-2», основанный на проведенных испытаниях в 48 ЦНИИ Минобороны России по 100% инактивации живых штаммов нового коронавируса. За прошедшие три года более 1000 установок были поставлены для борьбы с распространением пандемии в государственные и коммерческие структуры.

— Ощущает ли ваша компания конкуренцию в мировом масштабе?

— Мы поставляем наши установки на экспорт с 2009 г., а одним из главных мировых потребителей медицинского оборудования является емкий рынок такой страны, как США. В 2011 году на основании лицензионного соглашения мы дали право американской компании производить импульсные уф-установки и внедрять их на территории США. Наша технология +американский дизайн и маркетинг привели к их доминированию на американском и некоторых других зарубежных  рынках. Попытки воспроизводить наши технические решения предпринимались зарубежными фирмами неоднократно. К примеру, китайские производители уже раз пять пытались копировать наши установки и выходить с ними на рынок по совершенно демпинговым ценам. Результат? Их установки оказались абсолютно неэффективными. Попытки других производителей у нас в стране до сих пор не приводят к созданию аналогичных установок, обладающих подобной эффективностью, надежностью и безопасностью. Дело в том, что мы делаем импульсные ксеноновые УФ-лампы вручную, и пусть конструкция зарубежных производителей защищена патентами, но… Патенты — это одно, а технологические секреты нашего собственного производства — совсем другое. Вот и американы вынуждены не самостоятельно производить лампы, а по контракту закупать их с 2011 года у другой компании. Мы же постоянно усовершенствуем их, увеличивая их ресурс и меняем конструктивные решения.

— Какое достижение своей компании вы бы назвали совершенно незаурядным?

— Эта история не имеет отношения к медицине: если человечество посылает космические исследовательские аппараты к другим планетам, то они обязаны быть стерильными, чтобы и наши микроорганизмы в другой мир не занести, и не исказить результаты биологических исследований небесного тела. Наши установки с 2005 года по настоящее время применяются на космодроме «Байконур» как штатная процедура обеззараживания помещений для подготовки космонавтов к полету и для обеззараживания грузов, доставляемых на МКС, с 2016 г. по программе «ЭкзоМарс» - для обеззараживания сборочного ангара объемом 30 000 куб. м. с 800 (!) воздуховодами с целью обеспечения стерильности сборки космического аппарата «Скиапарелли», отправляющегося на Марс. А потом наши установки обеззараживали детали и узлы аппарата, также запускавшегося на Марс в рамках проекта «ЭкзоМарс».

Таков диапазон исследовательской, конструкторской, производственной и внедренческой деятельности НПП «Мелитта» — от кабинета врача в поликлинике до космодрома и космической техники, изучающей далекие миры.

Автор статьи: Всеволод Баронин 

Источник: https://id41.ru/journal_items/okruzhnaya_gazeta_zelenograda_41/41_6_ot_03_03_2023/ 


Читайте также: Пресс-релиз Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

В начало